Главная

ng kan

antiterror

gor lin

vospit

1

telephon

 

 gorod masterov

ege

antinark

 soc nav

detteldoveria

pers_dan_deti

predstavitel_prezident

mon

minobrp

guoedu

edu

window

collect

fcior

bibl

Педсовет "Компетентностный подход в образовании" PDF Печать E-mail
07.12.2009 00:00

«Компетентностный подход в образовании – модный термин или требование времени, возможность повышения уровня качества образования?»

   Под таким названием открылся педагогический совет в нашей школе 27.11.2009. Коридоры школы в этот день были пустынны, для школьников объявлен режим карантина. Для педагогов же открылась возможность в спокойной, свободной от урочной суеты обстановке обсудить насущные педагогические проблемы. На этот раз учителя искали возможность повышения уровня качества образования в школе при использовании компетентностного подхода в обучении.

pic001   Изучению новой тенденции в российской педагогике была определена и новая форма проведения педсовет-исследование, с присущими исследованию выяснению актуальности, применению классических методов исследования и практическим выходом на уровень урока.

   С приветственным словом педагогам обратилась председатель педагогического совета, директор школы Э. Г.  Маткова. Она обозначила тему педсовета, цель и круг решаемых вопросов.

   Суть происходящего как нельзя более точно отражали мудрые мысли и ставшие крылатыми высказывания великих педагогов.

   

Знать что-либо наизусть – все равно, что не знать ничего;  это значит владеть тем, что дано лишь  на хранение памяти» 

М. Монтень

 “Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.

Роджер Левин

“Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь”

 Китайская мудрость

pic002   Для выяснения значения терминов «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход» на первом этапе был использован метод ассоциаций. Строгое лексическое значение слов выяснили учителя-словесники во главе с Коробковой Л. В.

   Актуальность исследования педагогического совета подтвердилась при работе с важнейшими документами об образовании (Национальной образовательной стратегией «Наша новая школа» и «Концепцией модернизации Российского образования на период до 2010 года), а также при анализе результатов участия российских школьников в Международной программе оценки знаний и умений учащихся (Program for International Student Assessment – сокращенно PISA).

   Анализируя государственные документы, рассматривающие современное качество образования, педагоги сделали вывод о том, что при формировании целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, необходимо создание таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни. Это означает, что необходимо перейти от предметно-знаниевой модели обучения к практико-ориентированной, компетентностной.

pic003   В практической части педсовета представители проблемных групп рассмотрели вопрос о формировании видов ключевых компетентностей средствами преподавания различных учебных дисциплин.

   Составить смету на починку испорченного комнатного паркета, а также продумать его рисунок в преддверии Нового года предложила коллегам учитель математики Лянгузова Н. Е. (формирование математической компетентности).

   Учителя начальных классов Михайлова Е. В. и Торгашова И. Б. при формировании информационной компетентности предложили педагогам различные способы работы с текстовой информацией и её представлением. Особенно ярким стал фрагмент театрализованной экскурсии по старой улице Московской как способ интерпретации полученной информации.

   Большой опыт в формировании коммуникативной компетентности накоплен учителем немецкого языка Т. И. Давыдовой. Татьяна Ивановна представила коллегам способы её успешного формирования даже у школьников коррекционных классов.

pic004   Проблемное обучение как метод развития проблемной компетентности активно использует на своих уроках учитель биологии Т. В. Сидорова. Даже в строгих рамках регламента она смогла научить педагогов определять уровень тренированности сердца, что заставило некоторых из нас задуматься о скорейшей необходимости занятия спортом.

   Тему здорового образа жизни подхватила учитель физической культуры Л. Г. Шелепина. Людмила Григорьевна рассказала о методах формирования компетентности самообразования на уроках физической культуры и во внеклассной работе по предмету.

   Продуктивную компетентность на педагогическом совете развивали педагоги под руководством учителя технологии В. Н. Сохранова. И хотя макет подставки для цветов был выполнен в бумажном исполнении, учителя предложили множество способов её использования, а также возможностей для использования полученных знаний для зарабатывания средств к существованию.

Решение Педагогического совета.

  • Продолжить работу над проблемой обеспечения качества образования путём организации деятельности учащихся в рамках компетентностного подхода.
  • Методическому совету школы внести дополнения в системный анализ урока (январь 2010 г.) с позиции компетентностного подхода к обучению.
  • Администрации школы посредством посещения уроков оценить уровень применения компетентностного подхода педагогами школы, выяснить имеющиеся у педагогов затруднения и спланировать цикл мероприятий по их устранению.
  • Методическим объединениям учителей-предметников способствовать накоплению и тиражированию опыта по данной проблеме, выносить положительный опыт на обсуждение заседаний МО, семинары, педагогические советы.

   pic006На этапе рефлексии был составлен коллаж педсовета, в котором педагоги единогласно высказали одобрение по поводу необходимости использования компетентностного подхода в обучении.

   Напутствием учителю к дальнейшей педагогической деятельности стали полезные правила-советы, которые, конечно же, только небольшая часть, вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, наследовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности. Эти советы мы дарим и педагогам-читателям нашего сайта.

Памятка для педагогов по реализации компетентностного подхода в образовании

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ученик – завтрашний активный член общества.
  3. Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.
  4. Необходимо чаще использовать вопрос “почему?”, чтобы научить мыслить причинно: понимание причинно-следственных связей является обязательным условием развивающего обучения.
  5. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  6. Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.
  7. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы иx обучения.
  9. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  10. В процессе обучения обязательно учитывайте индивидуальные особенности каждого ученика, объединяйте в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний.
  11. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.
  12. Будьте проинформированы относительно последних научных достижений по своему предмету.
  13. Поощряйте исследовательскую работу учеников. Найдите возможность ознакомить их с техникой экспериментальной работы, алгоритмами решения задач, обработкой первоисточников и справочных материалов.
  14. Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  15. Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.